|
|||||||
Условия и концепция проекта "Х и В"16 Февраля 2022 Х и В
"Х и В" - проект, реализуемый в рамках работы Экспериментальной творческой мастерской Поволжского отделения Российской академии художеств и Творческого союза художников России.
Руководитель проекта - президент ПО РАХ и ТСХР, академик РАХ Константин Худяков,
Куратор - председатель Регионального отделения ООО "Творческий союз художников России" по западу РБ Владимир Сафонов
Концепция проекта:
В универсуме отечественной культуры сочетание букв «ХВ» выступает в роли многогранного и хлесткого символа, открытого для самых разных толкований: от сакральных до обсценных. Данный проект расшифровывает аббревиатуру выше как своего рода отношение понятий. С одной стороны этого уравнения всегда располагается Художник, а с другой – один из пяти концептов, вступивших с ним в диалог. Союз “и” здесь может подразумевать как объединение, так и противопоставление внутри одного изобразительного сюжета. Соотнесенные друг с другом по смыслу феномены (Вера, Воля, Вещь, Вандал и Вор) формируют вокруг фигуры Художника смысловое поле различий и совпадений. Визуально обозначить эти смыслы, изобрести новые и актуализировать уже имеющиеся – все это можно отнести к целям и задачам проекта.
Вор.
Феномен воровства в изобразительном (равно как и любом другом) искусстве присутствует в лице всевозможных заимствований – аллюзий, скрытых и прямых цитат. Взаимосвязь между фигурами Вора и Художника прослеживается через понятие собственности. Сам этот термин созвучен “своему”, чему-то “настоящему”, ценному и для художника, постоянно занятого поисками то подлинного искусства, то оригинального изобразительного языка. Собственность как объект захвата (к примеру, незаконного) по смыслу рифмуется с захваченностью (творческим порывом или эстетическим опытом).
В социальном контексте образ вора может стать для художника источником осознанного или скрытого притяжения, даже порождать зависть к свободе и маргинальному существованию “не на жизнь, а на смерть”. В искусстве последних ста лет проблематика нарушения, присвоения и захвата осмыслялась теоретиками и практиками ситуационизма, обозначавшими эти операции термином “отклонение”. Примером такого отклонения может служить работа ситуациониста Й. Асгера «Авангард не сдается» (1962).
Воля.
В классической трактовке средневековых схоластов под Волей понималось “разумное желание” (appetitus rationalis). В случае с творчеством, это и проявление свободных устремлений, и черта характера и даже свойство эпохи, вдохновляющее художника. Понятие художественной воли (kunstwollen у историка искусства А. Ригля) предполагает особую волю-к-форме, одновременно духовную и эстетическую, которая характерна для конкретного периода или культуры. Воля – это возможность выбирать собственное «Я» и выражать его в акте творчества; отход от номинальных идентичностей, приписанных человеку внешними инстанциями; свобода присваивать и видоизменять их независимо от социокультурных иерархий. Так, искусство понимается в качестве стратегии обмана ожиданий зрителя и общества. Суть подобной стратегии передана в картине Рене Магритта «Вероломство образов» (1928-1929).
Вера в контексте изобразительного искусства не ограничивается одной лишь историей сложных взаимоотношений художников и церковных институций. Так, любое упоминание веры – это уже проповедь, а каждый художник выступает в роли пророка и проповедника собственного имени и своего внутреннего творца. Иллюстрацией к этому тезису может выступать фигура К. Малевича и его супрематический «Черный крест» (1915).
Для религиозной веры характерен язык повторения (репродукции), что роднит ее с множеством арт-практик последних десятилетий. Кроме того, Вера проникает на территорию искусства при помощи видео-арта и онлайн-перфомансов верующих радикалов всех мастей. Современным художественным галереям также свойственна религиозность. Музей как сообщество любителей искусства – это и место паломничества, и храм со своими служителями. Кроме того, пространство музея внеисторично: артефакты разных эпох могут жить «загробной» жизнью внутри одной экспозиции.
Вандал.
Многие современные художественные течения – идейно или технологически – связаны с деконструкцией, разрушением, дроблением и деформацией. Вышеперечисленные атрибуты вандализма далеко не всегда подразумевают нечто деструктивное. Художник может работать по принципу двойного отрицания, создавая арт-объект с помощью процедур апроприации и перекодировки и превращая акт разрушения в своеобразный ритуал очищения. “Образцовыми” Вандалами из числа художников можно назвать представителей Венского акционизма, один из которых – Отто Мюль и его «Материальная акция №29» (1966). Стоит отметить, что в самой индустрии актуального искусства существует проблема зрительского вандализма. Посетители выставок и биеннале нередко критикуют увиденные работы за отсутствие “художественности” и обилие заумных формулировок. Впрочем, никто не отменял и банальной порчи известных предметов искусства в музеях всего мира.
Вещь – одно из важнейших понятий европейской культуры, многим обязанной картезианскому определению человека как мыслящей вещи (res cogitans). Анализ общества потребления также связан с этим концептом: марксистская критика товарного фетишизма в современных реалиях переключилась на скепсис относительно технологий и диктатуры гаджетов. Художественная критика заявляет о массовом производстве искусства вместо его массового потребления, поскольку в медиасфере каждый может побыть художником, создавая контент.
Концептуализация Вещи в искусстве тесно связана с понятием фактуры как авторефлексивного обнажения художественного объекта, раскрывающего себя как сделанную вещь. Колоссальное значение для совриска имеет реди-мейд и его символ – «Фонтан» М. Дюшана (1917). Реди-мейд также может пониматься в качестве формальной идентичности, отказа от поиска своего подлинного, определяющего свойства (вещности). Наконец, в Вещи воплотился переход от натюрморта к инсталляции, занимающей господствующее положение в современном выставочном пространстве.
Концепция: Владимир Сафонов, Всеволод Сафонов
План реализации проекта:
1. Создание художественных произведений по темам проекта: февраль-август 2022 г.
2. Отбор работ для проекта и художественного альбома: сентябрь 2022 г.
3. Проектирование и верстка художественного альбома: октябрь 2022 г.
4. Выпуск (печать) художественного альбома: ноябрь 2022 г.
5. Презентации (выставки) проекта в 2023 году (январь-июнь):
- Выставочный зал ПО РАХ (Москва);
- Выставочный зал Академии наук Республики Башкортостан
- Выставочный зал ОИКМ им. Шокурова (г. Октябрьский, РБ);
- Центр татарской культуры и Дворец молодежи (Бугульма, РТ)
Условия участия в проекте:
Участие в проекте происходит на конкурсной основе.
Для участия приглашаются авторы, работающие в области современного искусства в живописи, графике, компьютерной графике, арт-фото, инсталляции.
Художники, желающие участвовать в проекте, до августа 2022 года создают произведения, соответствующие темам и концепции проекта, и до 1 сентября 2022 года присылают:
фото выполненных работ (формат JPEG или TIFF, фото автора и краткую творческую биографию (4-5 предложений в формате Word как вложение в электронном письме) на электронный адрес vhzr@yandex.ru
Количество работ - не менее двух, не более шести. Тематика работ должна соответствовать концепции проекта.
Просьба не заявлять на проект работы очень маленьких и слишком больших размеров;
Требования к присылаемым фото работ:
формат TIFF или JPEG, цветовая палитра CMYK, разрешение 300 dpi.
Фото должно быть откадрированно (обрезано по краям работы в растровом редакторе).
Фото работы должно быть подписано в названии файла, которое открывается при наведении курсора на фото.
Образец подписи фотографии работы: Алексей Иванов (Уфа). Противостояние. 2016, холст, масло, 80х110
Фото работ, не соответствующие заявленным требованиям, рассматриваться Экспертным советом не будут!
Телефон для справок: 8-9273397414 (Владимир Сафонов)
|
|||||||
© Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Творческий союз художников России» по западу Республики Башкортостан |