|
|||||||
Экспериментальный проект ТСХЗ РБ "Экона"2 Июля 2017 КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА:
«Наступят времена, когда при виде любого арт-объекта мы будем задаваться вопросом о том, что он говорит нам об окружающей среде» Тимоти Мортон. 2017 год объявлен в Российской Федерации годом экологии. Проблема экологии, одна из острейших проблем современного мира, становится более понятной и близкой, будучи рассмотренной с позиций современного искусства; основа экологии — взаимоотношения человека и природы, являющиеся одной из отправных точек искусства вообще. Интерес к проблемам окружающей среды возникает как реакция на отчуждение человека от мира, природы, самого себя. Осмысление концепта экологии вбирает в себя множество различных тенденций и жанров, находит пересечения практически со всеми с видами искусств. Принято считать, что глобальный антропогенный экологический кризис отражает двойственный, естественно-исторический процесс взаимодействия природы и общества. Его осмысление через современное искусство позволяет передать специфику современной экологической ситуации на планете, отрефлексировать возможные образы будущего и задаться вопросом о роли самого человека в этом процессе. Закономерен ли переход от антропоцентризма к экоцентризму? Является ли экологическая проблема восстанием людей против собственного дома; или возвеличивание природы, как объекта противоположного цивилизации, – столь же пагубное заблуждение, как и понимание природы, только в качестве полезного ресурса? Поскольку экологический кризис – это проблема существования человечества, а его преодоление – важнейшая задача обеспечения сохранности человека и общества, то подобные вопросы по своей сути глубоко гуманистические, культурные. Наука и технологии могут усугублять экологический кризис или предлагать методы борьбы с ним. Но их действительное влияние на глобальные проблемы зависит от социальных отношений. Вот почему рефлексия экологии через призму искусства представляется столь актуальной. Человек встроен в окружающую среду; ее непосредственная соединенность с телесностью создает ощущение внешней целостности реальности. Будучи одним из предметов окружающей среды, арт-объект существует еще и в пространстве культуры, обладает определенным топосом, а также формирует качественно новую среду. Сегодня мы можем наблюдать беспрецедентное расширение концепта экологического. В современном информационном обществе природа как главный интерес экологии утратила самодостаточность и оказалась встроенной в медиа-производство. В культуре двух последних десятилетий господствуют визуальные образы. Некоторые искусствоведы и теоретики медиа назвали подобную тенденцию «иконическим поворотом», который для самой экологии обернулся множеством новых проблемных полей, как то: экология восприятия, экология творчества, эстетическое освоение визуальной среды, эстетическое понимание отходов, цифровая экология и т.д. С другой стороны, экология становится новым способом рефлексии. Иконический опыт как движение вглубь образного пространства плоскости превращается в опыт эконический, рефлексию природы – общества – культуры, которые понимаются как целостный многоликий образ, экона. Изобразительная среда автономна – внутри нее формируется иконический смысл, отражающий социальные отношения. Погружение в материальность социальной жизни – это погружение в эстетический объект, превращение его в икону. Аналогичным образом, на смену внеэстетической укорененности в окружающей среде приходит эконический опыт взаимодействия с ней. Объектом внимания в эконе становится весь окружающий человека мир, а точнее отношения между человеком и окружающим его миром. В широком смысле эконический опыт отражает отношения естественного и искусственного, природы и цивилизации, субъекта и объекта, человека и среды. Таким образом, современное искусство, способное артикулировать трансформации повседневности, становится проектом будущего, коллективным художественным мышлением о нем Цели и задачи проекта:
- Укрепление гуманитарных основ и социальных функций изобразительного искусства; - Популяризация изобразительного искусства как одного из методов пропаганды охраны окружающей среды; популяризация здорового образа жизни; - Соответствие работ участников проекта перечню тем, предложенных Поволжского отделения Российской Академии Художеств и Творческого Союза Художников России согласно темам «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского. (Темы для участников проекта на выбор: Воздух; Вода; Земля; Катаклизмы; Растения; Животные; Охотник и жертва; Существо (Нечто); Душа человека; Город; Пища; Отходы; Страна и закон; Война; Революция; Преступления и наказания; Агрессия; Вандализм; Добродетели; Хаос; система, порядок; Завещание и послание; Апокалипсис); - Поддержка полноценного развития художественной культуры в регионах; - Создание единого культурного пространства на территории между Волгой и Уралом План реализации проекта:
1. Создание художественных произведений по темам проекта: 1-я половина 2017 г.; 2. Отбор работ для проекта и альбома-каталога: июль-август, 2017 г.; 3. Выпуск альбома-каталога «ЭКОНА»: октябрь 2017 г.; 4. Выставка участников проекта в Уфе: ноябрь-декабрь 2017 г. (ЦСИ «Облака») |
|||||||
© Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Творческий союз художников России» по западу Республики Башкортостан |