Газета "Уфимские ведомости" о выставке башкирских художников в Италии

Газета "Уфимские ведомости" о выставке башкирских художников в Италии

2 Февраля 2012

Окно в Италию

«Нашему зрителю открылись красоты далекой республики. Разнообразие работ поражает воображение. В одних доминируют воля и разумное начало, в других - эмоция, всплеск сиюминутных ощущений... Некоторые картины отличает тонкое чувствование цвета, в других открывается игра с объемами и архитектурой, третьи глубоко сюрреалистичны…

Но в целом российскому художественному братству свойственен концептуальный конструктивизм. Здесь обязательно заключена глубокая мысль. Неудивительно, ведь российское искусство всегда было глубоко социальным, философским». Такое впечатление картины башкирских художников произвели на итальянского художественного критика Джорджио Барбериса. Выставку «Взгляд из России» первыми увидели жители Турина и Ланьяско, далее она пройдет по другим городам Пьемонта. Интерес к современному российскому искусству был настолько велик, что ее решили продлить еще на два месяца: с башкирской живописью предстоит познакомиться жителям городов Мон-Кальери, Гавоне и других городов.  
Посетив Уфу летом прошлого года, президент Ассоциации культуры, туризма и гастрономии Италии «Qualitaly» Массимилиано Панеро познакомился с творчеством художников Башкортостана: их работы выставлялись в Конгресс-холле. После строгого отбора в итальянском проекте приняли участие 112 произведений 74 башкирских художников. Среди них уже известные уфимцы Юрий Уждавини, Виктор Пегов, Владислав Меос, Раис Гаитов, Валерий Мельников, Зуфар Гаянов, Василий Лесин, Муллаян Давлетьяров, Андрей Панов, Георгий Карпов, Вакиль Шайхетдинов, мастера из Ишимбая, Октябрьского, Бирска, а также вновь открытые таланты Людмила Дятлова и Регина Сафаргалеева.
У президента Творческого союза Владислава Пегова на выставке экспонируется картина «Тайная вечеря», о которой журнал «Уфа» уже писал: она представляет из себя воображаемое единое культурное пространство, где Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и Сальвадор Дали могли бы встретиться с современными художниками (в том числе и самим автором).
- Три года назад мне приснился сон: как будто я на выставке Леонардо да Винчи увидел, неизвестные мне произведения маэстро. Тогда и родилась идея этой картины. И когда я отправился в Италию в составе нашей делегации для открытия нашей экспозиции, там действительно проходила выставка, посвященная Леонардо, и мне удалось ее посетить, - рассказал Владислав Викторович.
Одна из картин, которую представил итальянцам действительный член Российской академии художеств Сергей Краснов, называется «Безмолвное горение»: творение человеческих рук полыхает разноцветным пламенем в слоях атмосферы.
- В 1986 году я нарисовал «Атомный город» - и через месяц случился Чернобыль. Теперь вот «Фобос-Грунт» упал... Больше не буду создавать таких картин! - говорит Сергей Борисович. - Эта выставка - начало нашей дружбы с Италией, и такие контакты для нас, художников, очень важны: мы должны всячески стремиться к тому, чтобы не вариться в собственном соку, а в последнее время именно это и происходит. Я уже много лет добиваюсь того, чтобы у нас открылся филиал Российской академии художеств - но многие считают, что нам это не нужно... А сейчас мои картины в составе другой творческой группы выставляются в Петербурге.
Как известно, в советские времена у нас поощрялось только одно направление живописи - реализм. А за рубежом художникам никто не мешал развивать авангардную, абстракционистскую живопись, поэтому традиции реализма, школа академического рисунка развиваться перестали. А ведь, например, Пикассо в 16 лет был идеальным классическим рисовальщиком. Именно благодаря этому он знал, как лучше разорвать классическую форму.
- Поэтому их заинтересовала наша башкирская самобытность, основанная на академических традициях, - продолжает Владислав Пегов. - В Италии мы видели, например, выставку художника, который работает в стиле фотореализма: преподносит в цвете фотографии моделей. Делает он это высокопрофессионально, мастерски, но для нашей публики это было бы слишком непривычно, кто-то сказал бы - слишком просто. Тем не менее знакомиться с другим искусством, пытаться понять его необходимо.
Сергей Краснов: На Западе искусство очень социально заостренное, оно отражает всю красоту и всю боль современного мира.

 

Екатерина КЛИМОВИЧ.






Другие события »